Телефон доверия Нижегородской епархии






Православный календарь:














Храм Рождества Христова с. Мухтолово



Публикации

В этом разделе я бы хотел опубликовать фотографии, на которых запечатлены чудеса православной жизни. Многие неверующие люди могут сказать что это фотомонтаж, подделка и т.п. Но вспомним как о таких людях говорил Христос: что даже если «мертвый встанет и пойдет, то недостаточно будет для веры их». Будем помнить, что для Бога нет ничего не возможного и возможно эти фотографии – есть знамения, посылаемые Богом свыше.



Русская печь.

Русская печь - слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом и уютом. Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано. И она по праву исстари занимает самое важное место в доме. Недаром говорится: -Печь греет и варит, печёт и жарит. Она кормит, обсушит и порадует душу . А ещё говорили: печь нам мать родная", "на печи все красно лето", "добрая-то речь, коль в избе есть печь", -уж лучше хлебом не корм, но с печи не гони-. С русской печью связано очень много обрядов, например, свадебных, когда сваты, зайдя в дом. первым делом крестились на иконы, а затем при кладывали руки к печи. Согретые сокровенным телом дома, они уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает. Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье.

Русский человек не топько трудопюбив, но и созерцателен.Занятость всю летнюю пору крестьянин с лихвой компенсировал зимой, когда на несколько месяцев - забирались в избу, проводи в ней намного больше времени, нежели за её пределами. Полежать на тёплой печке, разомлеть, пофилософствовать -что могло быть более приятным после череды забот в неподъёмном крестьян-сном быту? Сказочный Емеля, лежавший на печи, олицетворял мечту русского крестьянина о жизни, в которой не было бы места постоянной заботе о выживании а условиях сурового климата. 33 года просидел на печи, набираясь сил, богатырь Илья Муромец. В печь, как под материнскую юбку, прячутся братец с сестрицей из русской народной сказки, спасаясь от Гусей - Лебедей.

Печь хранила языческие верования, через неё человек продолжал поклоняться огню и вообще-силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и мира народных суеае рий. Считалось, например, что через трубу в дом моет влететь ведьма. Полагали, что в важные для семьи дни души умерших предков слетаются к печи; что в подпечье или за печью живет домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили ла поть. чтобы домовой как на саночках, уекал вместе со всеми.

Печь ассоциировалась с женщиной, а её духовка с чревом, поскольку печь тоже давала жиэ,нь. Недаром, когда женщина рожала, в крестьянском доме открывали не только двери, окна, сундуки, но и печную заслонку. Печь была той пуповиной, которой человек был привязан к дому. Возле неё, как дети возле матери, ютились домочадцы. Печь служила связью поколений:хлопоча возле неё, мать передавала своё умение доче- рям. Обслуживание печи предполагало определённое умение. Перерасход топлива или продуктов был недопустим. Конечно, навыки прививались с детства, но неумелость хозяйки нигде не была так заметна, как у печи.

Печь объединяла семью: зимними вечерами возле неё садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте. Она остывала только вместе с гибелью все семьи или дома.

Даже в наше время всевластия тех ники печь - это самый простой и мадёж-ный способ обогрева дома. Топить можно разными видами топлива (дрова, кизяк, торф), а главное - ни один обогреватель не может дать такого здорового тепла. Даже если и есть более удобные виды отопления (водяное, электрическое), то приятнее и полезнее печи, пожалуй, не найти,

По подсчётам ученых, возраст прототипа русской печи определяется многими тысячелетиями. Ещё в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод. В X-XI веках на Руси появились глинобитные сводчатые печи. Около XV в. русская печь приобрела свои характерные конструктивные элементы. Главный элемент - топливник или горнило. Здесь сжигается топливо и варится пища. Верхняя часть - свод- нижняя часть, приподнятая к задней стенке -под. Устье горнила по окончании топки печи закрывается металлической заслонкой. Перед устьем находится площадка - шесток, куда ставят посуду перед загрузкой в горнило. Верхний фасад печи - щиток с домовым каналом, оканчивающийся хайлом и вьюшкой. Дрова для топки укладывают в передней части горнила. Горячие газы, уходят через верх устья горнила, направляясь в щиток, поднимаются к хайлу (горловине трубы) и покидают печь.

В деревнях всегда была проблема со спичками, да и стоили они по тем временам многовато. Поэтому для разведения огня в печи использовали раскалённые угольки, которые хранили в течение долгих часов под слоем золы в небольшом углублении, называемом порсок или горнушка. Этот -домашний" огонь всячески берегли и с неохотой отдавали взаймы лишь с непременным условием возврата после растопки.

Известно множество профессии - русской печи. Она обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали. Наконец, русская печь довольно успешно выполняла роль бани. Делали это так. Из разогретой печи удаляли уг-ли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и пожились на солому так. Чтобы голова выглядывала из^с-тья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура. Ну, а дальше брали берёзовый веник и хлестали себя так, чтобы, как говорят, "чертям тошно стало-. Главная особенность такой парилки - в том, что в печи почти нет пара и все тело равномерно прогревается от горячих стен, из которых исходит тепло. Именно такое тепло лучше всего лечит.

Однако главным назначением печи всегда было и остаётся приготовление пищи. Для выпечки хлеба, когда в горниле остаются одни угли, вьюшку в дымо-ходэ закрывают, а заслонку топки приоткрывают. В таком состоянии печь выдерживают 10-15 минут, после чего проверяют температуру пода, бросив на него немного муки. Если мука чернеет -значит, под перегрет, v его продолжают охлаждать. Коричневый цвет свидетельствует о нормальном нагреве, когда в горнило можно сажать хлеб. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испечённый в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. В ней прекрасно пекутся пироги, тушатся овощи, мясо и рыба. Все наши ультрасовременные печи не идут ни в какое сравнение с русской духовой печью. А секрет в том, что жар с русской печи распределяется очень равномерно и температура 250-ЗОООС остаётся стабильной в течение довольно длительного времени. Массивные стенки печи толщиной 250-390 мм обеспечивают хорошую теплоаккумуляцию и эффект термоса. Даже в самые суровые зимние дни русская печь могла с одной протоп-ки поддерживать нормальную температуру в избе в течение суток.

Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, нагреваясь исключи тельно тем - духом", ноторый образуется в печи после топки. Кстати, посуда для приготовления пищи в русской печи по степенно приняла форму, в наибольшей степени отвечающую особенностям оча га. Керамические горшки и металличес кие чугуны выпуклы и округлы именно потому, что нагрев в печи осуществляет ся с боков. Дно горшка, стоящего на по ду, нагревается очень слабо, вследствие чего его делают совсем небольших раз меров. Да и ухватом поддевать горшок с таким дном гораздо легче. Если нужно быстро разогреть завтрак или воды вскипятить, а жар в печке поубавился, то на шестке разводят небольшой огонь из мелких дров и над огнем ставят на железной.треноге чугунок или чайник. Со временем шесток превратился в деревяную плиту с конфорками для установки кастрюль.

Виталий ЗАДЕРЕЕВ










© Все права защищены.
    15.04.2006 - 2017 г.
Web-дизайнеры:
2006 г.
Михаил Дымской
Дмитрий Шишков
2007 г.
Сергей Сазанов
2012 г.
Сергей Касаткин