Телефон доверия Нижегородской епархии






Православный календарь:














Храм Рождества Христова с. Мухтолово



Воскресная школа г. Ардатова

Храм и поиск дроги к нему

(хроники Ардатовской воскресной школы)





                  Много раньше, чем поднялись кресты над куполами Знаменского собора в Ардатове маленькие прихожане, а вернее дети прихожан молитвенного дома в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Ардатове стали приходить на воскресные беседы с батюшкой.

                 Началось это летом 1992 года, когда митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил служить в Ардатове иерея Михаила Резина. Всем поначалу было интересно. Дети приходили посмотреть на странного бородатого мужчину в длинном черном халате и с крестом на цепи, а священник с любопытством присматривался к юным продуктам школьной системы образования. Разговоры о Боге в то перестроечное время были еще в диковинку. Учителя не говорили, потому что многие десятилетия об этом говорить запрещалось. Родители не говорили, потому что боялись возвращения старых времен, когда за открытые разговоры о вере могли последовать крупные неприятности.                      

                 Все ждали. Но робкие попытки исследовать неведомое и святое все-таки предпринимались. И чем дальше, тем больше. Потоком пошли крестить детей. В день, бывало, крестилось и по сорок человек. И взрослые, и дети.




                 А общение детей со священником проходило на первом этаже молитвенного дома, который до недавнего времени был детской библиотекой. На втором этаже служилась Божественная Литургия, а на первом, где располагался еще и склад только что возникшего прихода, за двумя столиками собирались до десятка девчонок и мальчишек. Скамеек не было, а потому сидели на гробах, которые предлагались нуждающимся в комплекте вместе с отпеванием. Говорили о Вселенной, о необъятности и многообразии жизни, о сотворении мира и любви Бога к человеку. В общем, обо всем том, что говорится на уроках Закона Божьего.

                Почти на каждой воскресной проповеди родители слышали о школе, о необходимости приводить детей на службу, причащать их. Поначалу священник решил следовать строгости и дисциплине. Ученики, по его замыслу, должны были приходить к самому началу службы, исповедоваться и причащаться, а после службы, после всех неизбежных треб: венчание, отпевание, молебен, - дети кропотливо вписывали в тетрадки те азы школьного богословия, которые должны были, по мысли священника, вразумить и просветить их затемненные общеобразовательной школой мозги.





               Удалось сходить в один или два похода. Даже зимой. Число учеников возросло до 20-ти. Приходили и старшие, и младшие школьники. Продолжалось это года два. Потом интерес к рассказам батюшки стал медленно угасать. Еще не было видеомагнитофона и телевизора, которые спустя какое-то время смогли разнообразить эти рассказы.

              Примерно к 1995 году стало ясно, что детские посиделки, в которые превратились уроки по Закону Божьему, интересны только младшим школьникам. Те, кто вырастал и неотвратимо превращался в подростка, уходили и из воскресной школы, и из храма. Не помогали даже чаепития, даровые печенье, варенье и конфеты, которые щедро приносились с канона. Не помогали и послабления в дисциплине. Теперь разрешалось приходить к концу службы и на молебен, а потом оставаться на уроки. Число учащихся стало сокращаться. Особенно старшие не хотели приходить или приходили через раз. Посещения оживлялись перед великими праздниками – Пасхой и Рождеством Христовым. Была надежда получить подарок. А потом вновь все шло по-старому: опоздания, пропуски, сбегания. Да и стоит ли обижаться на детей за то, что единственный свободный день в неделю – воскресенье – они хотели побыть дома, поиграть, побегать с друзьями или просто отоспаться…       

I. В поисках утраченного смысла

 

                Как-то произошел разговор с хорошим знакомым из Москвы. Говорили о духовном образовании детей, о школах и православных гимназиях.

             - Вы знаете, - говорил мой знакомый, -  в нашей семье случился казус. У меня два сына школьного возраста. Мы с женой замучились выслушивать их жалобы по поводу совершенно нездоровой обстановки в средне образовательной школе: матерщина даже в присутствии учителей, пиво под партами, школьная дедовщина, поборы с младших и слабых, сексуальные домогательства в туалетах. Мы, как могли, пытались объяснить им, что это растленный дух времени, среда неверующих и заблудших душ, образец отпадения от Бога и Его заповедей. Через год нам удалось устроить своих мальчишек в православную гимназию. И что вы думаете! Там тоже обнаружилась матерная брань, курение за углом гимназии, выяснение отношений до драки, воровство. Только теперь у нас уже не было аргументов, которые помогли бы объяснить эти явления безбожием и незнанием духовных основ жизни. Что вы посоветуете? Как быть?

              Что тут посоветуешь, что скажешь? Ясно, что шлейф копоти и нечистоты тянется из семьи. Что многие наши семьи, возлагая огромные надежды по воспитанию своих детей на церковь, на воскресную школу и гимназию, сами далеки от желания воспитываться, совершенствоваться.

             Ясно, что чаще всего инициаторами духовной учебы выступают мамы, а отцы в лучшем случае благосклонно соглашаются, а в худшем – в самых унизительных и грязных выражениях комментируют материнский выбор. В доме нет молитвы, нет благочестия. Пост соблюдается не всеми. В одном углу молятся, в другом смотрят телевизор. Или, того хуже, пьянка, дебош. Муж и жена часто не венчаны. Редки случаи, когда они вместе с детьми ходят в храм, исповедуются, причащаются. Какое воспитание может получить ребенок в такой семье? С чем он придет даже в самую распрекрасную православную гимназию? Если такого ребенка нет возможности перевоспитать, убедить в правильности жизни по вере, а не по “понятиям”, если он и раз, и два замечен в нарушениях дисциплины, благочестия и не имеет желания исправиться, повиниться, то от такого ребенка надо избавляться. Как это ни прискорбно. Но сделать это придется ради сохранности других. Пусть в классе останется три человека, но при этом будет абсолютная уверенность, что дети не напитаются пороком, скверной и цинизмом.

              На прошлой встрече в нашей Ардатовской воскресной школе преподаватель рассказала, что старший мальчик ударил младшего несколько раз по голове.

           - Я его спросила, для чего он это сделал, на что получила ответ: он мне просто не нравится, мне вообще мелкие не нравятся, меня так старший брат воспитывал… Попросила его извиниться – отказался.

               Теперь в ближайшее воскресенье этого мальчика попросит извиниться перед малышом священник. Объяснит ему, в чем его вина, грех, как можно положение исправить. После этого, если ученик будет упорствовать, пригласят маму, потому что отцу совершенно наплевать, ходит ребенок в воскресную школу или нет, и маме будет предложено забрать сына из школы.

 

 

             

              

II. Киты и дети гибнут на суше

               

 

               Говорят и пишут о том, что киты целыми семьями выбрасываются на берег и погибают. Почему? Мнения различны.

              Одни утверждают, что к гибели китов, к их самоубийству приводит жизнедеятельность человека, промышленные выбросы, загрязнение мирового океана.            

              Другие говорят, что это из-за смены местоположения магнитных полюсов. Киты теряют ориентировку и вместо привычных океанических вод натыкаются на сушу.

Единого мнения нет.

              Исследователи фиксируют перемену в брачных песнях китов. Они исполнены печали, в них тревога и беспокойство.

 

               Человечество гораздо масштабнее кончает самоубийством.

               И первыми гибнуть дети.

               Около ста лет назад итальянский юрист Рафаэле Баллестрини сказал фразу, которая оказалась пророческой: “Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться привычным и абсолютно приемлемым”.

               У нас в стране гибнет при попустительстве государства и с согласия матерей до 5 миллионов младенцев в год или 10 младенцев в минуту. Убийство совершают врачи - специалисты с высшим образованием.

               Выжившие и дожившие до подросткового возраста имеют шанс умереть от наркотиков (в сутки умирает 200 человек), пропасть без вести (каждые полчаса исчезает ребенок), покончить самоубийством (3 тысячи в год). Кроме этого детские души убиваются ядом растления, ложных идеалов, растерянностью взрослых перед рукотворным хаосом современного мира.

 

               Все обещания с “высоких трибун” имеют декларативный характер и не приносят каких-либо заметных позитивных перемен в обществе.

               Сценарии и выступления для “высоких трибун” заказывают транснациональные миллиардеры и корпорации. В их интересах убаюкивать человеческий ум.

               Стало общим местом называть народ “обществом потребления”. Это исключающие друг друга понятия.

               Общество людей  - прежде всего категория нравственная. Это братство героев, спаянных единым духом и единой целью. В обществе людей - семьи большие и крепкие, мужья надежные и трудолюбивые, жены верные, дети послушные и любящие. В обществе людей высший смысл жизни – стремление к Совершенству, к Богу, которое не может быть осуществлено без жертвенной помощи своим ближним.

                 Общества “потребления”, то есть общества людей, которое ставит своей высшей задачей потребление материальных благ, не существует в природе.

                 Если люди все-таки  ставят перед собой эту задачу, то они перестают быть обществом людей, народом, а превращаются в стадо, стаю, биомассу, которая ограничена условной общей территорией и  общим разлагающимся языком.

                 Время агонии и окончательного распада этой массы целиком в компетенции Господа.

                 Безусловно, существуют островки, где не утрачено самосознание, где люди под страхом смерти не откажутся от своих убеждений, от своей веры. Возможно, это есть еще в каких-нибудь школах, но, в основном, вокруг церквей и монастырей.

 

                

 

III. Под сенью креста и флага

 

                   Отчаянной попыткой уберечь и сохранить от гибели такой детский островок является организация “витязей” в Нижегородской области при нашем храме в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Ардатове. Эта организация стала спасательным кругом для воскресной школы, которая медленно, но верно превращалась в группу продленного дня для младших школьников. Старшие отсеивались незаметно, но неуклонно. Их “прилежание” целиком зависело от нажима и жесткого контроля со стороны родителей. Но невольник – не богомольник. Всегда наступал день, когда подросток получал право свободного выбора. И этот выбор чаще всего был не в пользу воскресной школы, не в пользу храма.

                   Национальная организация “витязей” возникла  за рубежом в конце 20-ых годов прошлого века как ветвь Русского Студенческого Христианского Движения среди первой волны русской эмиграции. Создателем и руководителем “витязей” стал Николай Федорович Федоров, бывший вольноопределяющийся Белой Армии. Вот его слова о сути организации: “В Русском Зарубежье появилась молодежная организация “Витязи”, принявшая девиз - ЗА РУСЬ! ЗА ВЕРУ! - и избравшая своими небесными покровителями святого благоверного князя Александра Невского и святую княгиню Ольгу… Организация “витязей” стала необходима в Русском Зарубежье еще и потому, что дело национального воспитания стало насущно требовать целостной русской, а не иностранной системы ”.

                 В числе “витязей” был такой известный церковный деятель и проповедник, как митрополит Антоний Сурожский. По его признанию, только организация “витязей” сделала его верующим. В настоящее время в организации “витязей” состоит в качестве руководителя епископ Михаил Женевский и Западно-Европейский.

 

                 На Нижегородской земле “витязи” появились в 1996 году, как небольшой отряд из учащихся воскресной школы прихода в честь иконы “Знамение” Божией Матери в Ардатове. Опыт работы перенимался у Санкт-Петербургских “витязей”. Старшие ребята из Ардатова три года ездили в лагерь “витязей” Санкт-Петербурга, который располагается в Псковской области на реке Великая.

 

                 Первый самостоятельный лагерь был проведен по благословению митрополита Николая в Ардатовском районе в 1998 году, в нем принимали участие как “витязи” из Санкт-Петербурга, так и ребята из районов Нижегородской области. Всего в первом лагере было 50 человек. С тех пор это стало традицией, которую поддержали некоторые приходы Нижегородской епархии.

 

               Опыт “витязей” известен за пределами области. В летние лагеря стали приезжать дети и подростки со всей России и из-за рубежа. Всего за десять лет существования лагерей “витязей” в них побывало более 1200 человек.

 

               С 2000 года по просьбе детей и родителей стали проводиться не только летние лагеря, но и сезонные: осенние, зимние, весенние. Они, как правило, проходят в частных домах деревни Обход, что расположена неподалеку от Ардатова. В сезонных лагерях также участвуют дети из различных мест Нижегородской области и России.

                В этом году на Красной Речке в Ардатовском районе будет проходить юбилейный 10-ый лагерь “витязей”.

 

               Национальная организация “витязей” является серьезной альтернативой современному бездуховному миру лжи и всепоглощающего потребления. Она воспитывает детей и подростков в духе православия, в любви к Отечеству, русской культуре, истории и языку. Воскресная школа нуждается в живом и понятном подростку деле. И таким делом является летний отдых, такая желанная для каждого ребенка пора летних каникул. Этот поток радости и буйной энергии молодости нужно направить в правильное русло. И это русло создано усилиями наших соотечественников за рубежом в начале прошлого века. Нам осталось только воспользоваться созданной ими формой, методами, практикой.

 

               Время утекает незаметно и невозвратно.

               В свете происходящих стремительных геополитических перемен можно сделать определенный вывод: если мы не поможем детям сегодня, то уже не поможем никогда.

               Добавим в конце, что мы далеки от мысли представить опыт нашей воскресной школы как обобщающий. Это наш маленький путь, наши обретения и потери, наши наблюдения, которыми мы делимся с внимательным и благодушным читателем.

 

                                                                                               

Протоиерей Михаил Резин



© Все права защищены.
    15.04.2006 - 2017 г.
Web-дизайнеры:
2006 г.
Михаил Дымской
Дмитрий Шишков
2007 г.
Сергей Сазанов
2012 г.
Сергей Касаткин