Телефон доверия Нижегородской епархии






Православный календарь:














Храм Рождества Христова с. Мухтолово



Зимние каникулы в д.Обход

Умный поедет в Обход



Не удалось мне отведать теплого свежего хлеба, который пекли в Нуче, в большой и дружной семье отца Олега. И не удалось на этот раз рассказать, как они сейчас живут. Потому что в праздники, перед оттепелью, так замело дороги, что ни к ним добраться, ни от них никуда выехать было просто невозможно. И я осталась в Ардатове, в гостях у Витязей, но ни капли об этом не пожалела.


Кто такие Витязи?

Если порыскать в Интернете, на ключевое слово «Витязи» в первую очередь попадутся упоминания о наших прекрасных российских летчиках, часто выступающих на лучших авиасалонах мира. История наших Витязей не менее славная. Эта детская и молодежная организация создана нa базе Ардатовской воскресной школы при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение». Существует восемь лет, с 1996 года. Духовный руководитель – отец Михаил Резин, главный организатор – старшая дочь о. Михаила, директор воскресной школы Анжела Коженкова. Опыт создания организации заимствован у Витязей Санкт-Петербурга, а корни движения – во Франции. Основателем Национальной Организации Витязей (НОВ) стал русский офицер и патриот Николай Федорович Федоров (на фото). Он получил мирное техническое образование, но революция и гражданская война сделали его военным человеком. В 1919 году добровольцем вступил в ряды Белой армии и вместе с ней оказался в вынужденной эмиграции. Федоров не был дворянином, он потерял не владения, а Родину – страну, где можно быть самим собой. Большинство русских надеялись вернуться (буквально – не распаковывали чемоданы) и хотели, чтобы их дети сохранили в чуждой среде национальную культуру – язык, традиции, веру. Вот тогда и начали создаваться национальные русские организации: кадетские корпуса, русские скауты и Витязи. Н.Ф.Федоров посвятил Витязям всю свою долгую жизнь, а прожил он 89 лет, его не стало в 1984 году. У национальной организации Витязей есть свой девиз – «За Русь, за веру!», свой флаг, созданный на основе эмблемы добровольческого движения, свои гимн, устав и форма.

В деревне Обход


Ардатовские Витязи расположились зимним лагерем в деревне с загадочным названием Обход. Правда, палаток, как бывает летом, сейчас нет – дети живут в уютном двухэтажном доме реабилитационного центра. Я попала сюда в день, когда витязи съезжались в лагерь. Собираются здесь не только местные ребята, но и из Нижнего Новгорода, из Дзержинска и наши, саровские. Встретились все как родные и дружно сожалели, что смогли приехать не все.

Началось наше обживание с растопки печи и уборки. Ребята все делают сами, взрослые только направляют и подсказывают. Заготовка дров и поддержание огня у Витязей – традиционно мужское дело, а создание уюта – девичье, так что заняты были все. И только в чистом и теплом доме сели за стол пить чай. Потом – обсуждение программы лагеря и будущих мероприятий, а их немало – например, в конце января сборной Витязей предстоит поездка в Подмосковье для участия в олимпиаде на темы Отечественной войны, а в феврале в Ардатове состоится большой русский бал... Пока же ребят ждет хороший отдых – зимние забавы, песни под гитару и караоке, прекрасные фильмы и книги, конкурсы, игры и просто хорошие, человеческие разговоры...

Спасение Деда Мороза и война крепостей


Вставать наутро оказалось непросто. Мальчики мужественно заступили с 6-ти утра на печную вахту, а девочки поднялись незадолго перед поездкой на трапезу, чтобы успеть умыться и прочитать молитвы (лагерный день традиционно начинается и заканчивается общей молитвой).

В зимнем лагере дети питаются в трапезной при храме в Ардатове, ехать недолго – пять-десять минут. Рядом с храмом – главная городская площадь, где стоит памятник Ленину. Возле Ильича, привычно держащегося за петлицу пиджака, – горка и снежные скульптуры Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных персонажей. Как оказалось, их сделали заключенные Ардатовской колонии. Но мы нашли фигуры уже в плачевном состоянии, обезглавленные и разбитые – дело рук местных свободных варваров. После завтрака витязи слепили скульптурам из снега новые головы и уехали в приподнятом настроении. С утра валил липкий снег, строительного материала хоть отбавляй. Уже в Обходе ребята выстроили две крепости и устроили настоящее «снежковое» сражение, после которого всем пришлось срочно сушиться, а мне – приводить в порядок мокрый фотоаппарат.

Парадоксы нашей жизни


В этом-то все и дело. С вандализмом мы теперь сталкиваемся так часто, что даже говорить об этом устали. Разрисованные стены, исцарапанные и подожженные лифты, выбитые стекла... Мат стал нормой разговорной речи юных. Отец Михаил говорит, что теперь, как это ни парадоксально, опыт Витязей оказался больше востребован на родине своих основателей. Федоров и его товарищи хотели сохранить русскую культуру среди чужих, а нам необходимо сберечь ее среди своих, в своей стране:

– Сегодня молодежь оказалась даже не в вакууме, это было бы не так страшно, она – в сточной канаве американской масскультуры, грубое вмешательство которой снизило порог чувствительности человеческих душ донельзя. И получается, что в России сейчас ситуация хуже, чем в эмиграции тридцатых годов прошлого века. Культурное семя требует ухода, а сорняки всегда всходят буйным цветом... Происходит профанация человеческого в человеке.

– Отче, в приходе давно работает воскресная школа, разве ее для детей из христианских семей недостаточно?

– Проходит год-два, и ребенок привыкает к высоким словам и понятиям, и часто он не может, исходя из своей веры, найти ответы на вопросы, которые ему ставит жизнь. В 1995 году наши дети стали ездить в лагерь Витязей под Псков, а с 1999-го мы организовали свой. За эти годы мы увидели положительный результат, дети меняются в лучшую сторону. (Отец Михаил имеет в виду и своих детей тоже, а у него их шестеро.)

– Организация Витязей – это наша попытка противостоять деструктивным процессам в обществе. Ситуация с молодежью все больше осложняется. Если раньше детей можно было увлечь романтикой походной жизни, песнями у костра, то теперь им милее пошлый комфорт у телевизора или компьютера.


Витязем можно быть всю жизнь


Наверное, читатели подумают, что дети в православном лагере только молятся, но это не так. Главное в среде Витязей – взаимоотношения, выстроенные на принципах братства.

«Сын приехал от Витязей очищенным...», «Моя дочь – очень домашняя по своему складу, и мы не знали, сможет ли она жить в этом лагере, но она вернулась со смены окрыленная, радуется жизни, у нее появилось много новых друзей, после разлуки они встречаются как родные!» – поделились мои знакомые.

Дети в лагере интересуются всеми сторонами жизни. И могут обо всем говорить, все осмыслить, направляемые в правильное русло. И что очень важно, они привыкают к самостоятельности и к заботе друг о друге. Конечно, готовят еду взрослые, но накрывают на стол – девочки, а дрова заготавливают и воду приносят мальчики. Девочки ухаживают за младшими – помогают одеваться, причесывают, укладывают спать. Кстати, девочки с большим уважением говорят о мальчишках: «Им приходится труднее, чем нам». И еще: у Витязей просто очень интересно и здорово. Ребята готовы взахлеб рассказывать, как было в летнем лагере. Зарядка по утрам, линейка с исполнением гимна Витязей, подъем флагов – российского и НОВ, не только отдых, но и учеба. Они изучают историю России и НОВ, Закон Божий, учатся оказывать неотложную медицинскую помощь, ставят спектакли, готовят концертные номера к кострам, учатся танцевать – специально для бала. Как сказала одна девочка, каждый вечер, «вновь собираясь в палатке, мы ощущали в душе радость от прошедшего дня, от нашего доброго общения и духовного родства».

Анжела Коженкова, старший инструктор и бессменный директор, рассказала, что витязем можно быть всю жизнь, а не только в детстве. Во Франции ей приходилось встречаться с седовласыми членами НОВ, которые до сих пор с гордостью надевают свою форму. Витязи в России намного моложе, но их все больше и больше.

А.Виноградова, фото автора и из архива Витязей

P.S. Когда я уезжала, дети смотрели фильм «Идальго». В нем старый индеец говорит главному герою – ковбою – такие слова: «Я прозвал тебя Дальним Ездоком не за то, что ты хорошо ездишь на лошади, а потому что ты далеко ускакал от самого себя и не ищешь свой дом, ты не знаешь, кто ты – белый или индеец...» Как бы нам, россиянам, не стать такими дальними ездоками, потерявшими самих себя.



© Все права защищены.
    15.04.2006 - 2017 г.
Web-дизайнеры:
2006 г.
Михаил Дымской
Дмитрий Шишков
2007 г.
Сергей Сазанов
2012 г.
Сергей Касаткин