Телефон доверия Нижегородской епархии






Православный календарь:














Храм Рождества Христова с. Мухтолово



Беседа с отцом Михаилом

Россия переживает непростое время. Так бывало и раньше. Но всегда находились люди, которые своей жизнью, своими повседневными подвигами выводили ее из самого, казалось бы, безвыходного положения. С одним из них, с отцом Михаилом (Резиным) беседовал Борис Золотарёв.


Вопрос. Расскажите немного о себе.

Родился в Самарканде в 51 году. Потом переехали в Удмуртию жили там. Окончил машиностроительный техникум. Служил в армии, на Дальнем Востоке, поступил в Свердловский университет, на исторический факультет. Окончив его, работал преподавателем истории. Женился, поступил в московский литературный институт. Преподавал историю и эстетику. С семьей переехал в Ижевск. Что-то писал, издавался. В 1989 году приняли в Союз писателей. Жил в эмиграции, около года, в Германии, с женой и четырьмя детьми. Родился пятый. Материально жили неплохо, но вскоре возникло ощущение нереальности собственного существования. Колбасы много, но душа… Душа затосковала. Я сразу это ощутил. И когда я это ощутил, то мы вернулись. В Германии принял твердое решение - стать священником.


Вопрос: Вернуться из благополучной Германии в Россию девяностых годов, ну, это же подвиг…

Скорее подвиг моей жены, это. Очень сложно для женщины отказаться от налаженного быта. Представьте, Западная Германия, земля Саарланд. Вид на жительство, квартира, машина - ну все как у цивильных людей, пособия на детей получали замечательные. За один год мы получили на детей столько, сколько за все жизнь нам здесь не заплатят! Когда я принял решение возвращаться на Родину, многие посчитали меня сумасшедшим, до сих пор не могут успокоиться: «ну, отец Михаил, ну чего с него взять, с приветом человек, понятное дело. Все за кордон рвутся жить, а он вернулся! И куда? В Ардатов - грязный захудалый городишко! В Россию!?». В 92 году в Ардатове днем с огнем не сыщешь самого элементарного! Туалетной бумаги не было, до что там, туалетной бумаги! Представьте только, приехал на Белорусский вокзал… Вечер, какие то коробки повсюду валяются, мусор, оркестр духовой для кого-то играет. И жуткий ветер, состояние у меня, мало сказать, какой-то совершенно такой дикой нестабильности. И сейчас этой нестабильности хватает, но тогда… Советский Союз рухнул, не стало его. Какие-то разборки между республиками.
«Утешил» меня немного Владыка Николай. Встретился я с ним, рассказал о себе, обьяснился: «так вот и так, есть у меня опыт жизни на Западе, если благословите, то…» И вот 26 апреля 92 года, как раз на Пасху, он меня рукоположил в священники. «Вы куда поедете?». А для меня все незнакомо. Предложил: в Ардатов, «может, поедете, посмотрите?». А что мне ехать смотреть. Так и приехал сюда. Поселился в таком небольшом приходском домике, достаточно убогом. Посылаю телеграмму жене, она приезжает…
М-да, слёз было пролито… Но… вот уже 15 лет прожили, и не жалею. Ей, конечно, тяжело достается, так что, она герой больше, чем я, многое на ее плечи навалилось. Но я вижу духовное обоснование тому, что случилось, поэтому считаю, что всё правильно.



Вопрос: А почему было бы не стать священником в Германии? Там же есть Русская Православная Церковь?

Мне предлагал там служить германский владыка Марк. И знаете, показалось лукавством - остаться служить там. Там всё устроено, отлажено. Социальные службы работают как часы. Бомжи получают пособие больше чем наших профессоров.

Очень сердце болело за Россию. И поехал я в России потому, что там «всё плохо». Владыке Николай меня понял. Человек он был очень мудрый. Смотрю я на мир, смотрю на запад. Иногда езжу туда туристом, и, ни разу не пожалел… Наша жизнь настолько непредсказуема. Но я твердо знаю, во всем, что бы не случилось, всегда присутствует Промысел Божий. Человек – существо духовное, и жить должен духовной, а не материальной жизнью.

Я с многими немцами общался, дружил со многими, но, не хочу их обижать, они совершенно не способны понять, зачем в жизни какие-то духовные усилия прикладывать. Живешь себе и живешь, и есть у тебя все для того, чтобы считать себя счастливым человеком - работа, зарплата приличная. На отпускные можешь поехать отдыхать куда угодно, хоть на Майорку. Все нормально! Что еще надо человеку!?

Они не плохие люди, нет – общительные, доброжелательные. Но у них начисто отсутствует такое понятие, как духовная подоплёка происходящего. Они этого не понимают…

Там, за рубежом, за всем видимым, внешне блестящим миром, я обнаружил такой провал, такую духовную бездну! Духовной перспективы никакой. Меня как - то поразили слова одной семидесятилетней немки, приехавшей из Казахстана. Она сидела на скамейке, был удивительно красивый вечер, и она сказала, разговаривая, сама с собой: «Да, чтобы найти рай на земле, нужно приехать в Германию, но если ищешь Царства Небесного – нужно вернуться в Россию». Понимаете! Потому что рай на земле совершено не стыкуется с Царством Небесным. К чему мы здесь стремились, по большому счету есть цели ложные! Я не скажу что они на сто процентов гибельные, но ложные.

Условия жизни на земле можно улучшать бесконечно, можно стать этаким Бытоулучшателем. Кто против! Но если человек постоянно думает о том, что сегодня у него машина, а завтра нужно непременно приобрести яхту, как у Абрамовича, то есть постоянно ставить быт на первое место, это ошибка, без сомнения, большая ошибка. И в такой ошибке пребывает огромное количество людей на Западе. И я это увидел изнутри, не как турист, а как житель этого самого Запада. И очень важно не впасть в эту ошибку самому!

Сейчас я живу, в материальном плане нормально, Господь не оставляет. Есть всё, что нужно. Но есть и другое, главное. Те задачи, которые мы сейчас и здесь решаем - они духовного плана.



Вопрос: А не могли бы вы рассказать, как всё начиналось здесь, на новом месте?

Вы, наверное, в курсе, что в Ардатове есть воспитательная колония на месте бывшего женского Покровского монастыря, в котором обитают сегодня около 270 подростков. Там и мелкие воришки, и грабители, и даже убийцы. Сидят они по статьям разной степени тяжести. Контингент, в основном, из Нижегородской области. И когда Владыка Николай меня благословил служить здесь, колония стала первым объектом, который я посетил. Был 1992 год. Я столкнулся с совершено особенной средой, со своей особой субкультурой. Священник воспринимается не всеми. Священника, посланца с воли, примитивное сознание заключённого воспринимает как объект, которым можно попользоваться. Этакая бурёнка в рясе, которую можно подоить. Они всегда воспринимают приходящих, как «лохов», простите за специфический термин. Что я с этого буду иметь? Но их нельзя винить в этом…

Начало 90 – х, помните, сложное время. Стараясь поддержать колонию, мы собирали по прихожанам муку, сахар, там реально могли начаться голодные бунты. Не хватало медикаментов. В колонии распространялась чесотка, мы привозили нужную мазь.

Именно тогда нашему приходу передали здание храма. В советское время в нем устроили цех инструментального завода. Администрация колонии разрешила ребятам, имевшим право свободного выхода помогать нам в реставрационных работах. И наши старушки - народ сердобольный, кормили их, помогали одеждой: кто носочки свяжет, кто ещё чего. Многие из этих ребят, выйдя на свободу, стали приходить к нам. Понимаете, им некуда было возвращаться. Возникла идея – создать своего рода социальную гостиницу, где они могли бы какое-то время жить. После выхода на волю. Такой дом появился, и мы стали селить в нем освободившихся ребят. Но мы пришли к парадоксальному выводу. Первые выводы нас поразили. Маленький коллектив, человек пять, внешне все проявляют благочестие: стараются не материться, не курить при посторонних. Но внутри этого коллектива возникла такая субкультура - миниатюрная колония со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы были поражены! Оказывается, чтобы изменить психологию этих ребят, их нужно вообще растащить по одному. Не давать им контактировать, в противном случае они тут же вступают в те отношения, к которым успели привыкнуть до того, как они вышли на волю.

И поэтому, как мне представляется, первое, что нужно сделать обществу: делать все, чтобы дети в колонию не попадали. Нужно ввести такую всеохватную профилактическую работу.

Говоря о неблагополучных детях, можно сказать, что самое сложное - преодолеть инерцию их недовоспитания. Нужно очень серьёзно работать, чтобы этот пробел восполнить. Как я сейчас вижу, огромную роль играет среда, в которой дети провели детство и отрочество. Период до 7 – 8 лет, когда дети, как губка впитывают из того, что их окружает. Если они видят насилие, беспорядочный секс, голод, унижение, побои, животный образ жизни - это всё откладывается и в них. И чтобы это исправить, нужно очень много сил, опыта, годы работы. Сформировать представление о совершенно ином образе жизни. И тут очень важно работать и с родителями тоже. Создавать лектории, устраивать встречи. Разворачивать целую программу, с плакатами, призывами, беседами. Как в начале 60 годов, во время Карибского кризиса. Была реальная угроза ядерной войны. Со всей улицы лектор собирал людей, и объяснял, кто и как должен себя вести, чтобы выжить в случае катастрофы. В социальном плане сейчас бомба уже взорвана. Поражающий фактор уже действует. Гибнут уже миллионы. Война уже идёт, но может быть даже более губительными средствами, чем ядерная война. И поэтому люди, которые могут сказать, как уберечься, как спастись, должны об этом говорить. Это сейчас нужно.И мы этим стараемся заниматься.



Вопрос: Отец Михаил, то есть основное направление Вашей сегодняшней работы, это профилактическая?

Мы работаем с молодёжью и той, и другой. Причем с молодежью кризисной, в том числе отбывающей срок в колониях. Яркого, положительного опыта работы с подобного рода контингентом, нет. Опыт - скорее отрицательный. Почему? Чтобы осуществить реабилитацию одного «споткнувшегося» человека, надо его, как минимум, вырвать из той социальной среды, в которой он пребывает, живёт. И… куда он, как правило, возвращается после колонии. Противодействовать этому - не в наших силах. Потому что одно дело, когда теоретически объясняешь этим людям, что такое хорошо, а что такое плохо, они с вами соглашаются. Но, когда они возвращаются в прежний мир, как правило, криминальный, живущий по своим законам и понятиям, они попадают в ту же ловушку, из которой очень трудно выбраться. Они не видят выхода. Получается «заколдованный круг».

Работа должна направляться, в первую очередь, на то, чтобы вырвать нашу молодежь, наших детей из той поражённой социальной среды, в которой они находятся. А для этого создавать сеть досуговых центров. И это должно быть уже государственной программой. Я это понял из того мизерного провинциального опыта, которым обладаю. Ну, а те, кто по тем или иным причинам в колонии оказался, конечно же, нуждаются в нетрадиционных методах реабилитации..

В этом направлении у нас накоплен некоторый опыт. Мы работаем в направлении социально духовной поддержки детей подростков в основном из неблагополучных семей, сирот. И в лучшем случае берём одного после колонии. Так вот работаем. Также мы работаем с более или менее нормальными детьми, в деле воспитания патриотизма, духовности. Есть организация, которую мы поддерживаем, это «Витязи», сейчас уже на епархиальном уровне, и уровне Приволжского федерального округа. Нам хочется, чтобы этот опыт распространился. Мы используем и опыт русской эмиграции, особенно в первые годы после революции, за рубежом создали вот такую организацию, чтобы просто не погибла молодёжь, чтобы сохранилась русская культура, вера, язык и т.д. И вот мы перенимаем их опыт сейчас. И я вас приглашаю летом приехать в лагерь «Витязей», самому посмотреть. Сохранилась форма, флаг, гимн, молитвы «Витязей». Это такая молодёжная организация типа скаутов, но немного на другом основании. На платформе Православной веры. Детям это очень нравится. Сейчас важно это движение поддержать. Это даст многое. Сейчас дети и молодежь находится под страшным прессом деструктивной информации. Ситуация очень тяжелая. Представляете, Государственная Дума приняла закон, позволяющий родителям манипулировать жильём без участия детей, вы представляете, сколько появится сейчас бездомных!? Родители могут продать квартиру, и не нужны уже больше справки из РОНО и другие, учитывающие интересы детей. Да я знаю примеры из жизни. Это даже комментировать трудно!

Далее мы организовали православный молодёжный клуб « Белый ветер» в рамках профилактики безнадзорности и ранних правонарушений. В нем есть тренажёрный, борцовский и компьютерный залы. Все это создано, в основном, для уличных детей. И это даёт результаты. Многие «вышли из подвалов» благодаря этому клубу. В нем царит очень доброжелательная атмосфера. Но повторяю, главная задача именно вырвать детей из того окружения, в котором они погибают. А воцерковление - это совершенно другой этап.

До сих пор мы занимались подростками, однако при всем нашем энтузиазме, к сожалению, трудно привести яркие позитивные примеры. Да, мы поддерживаем, да, направляем трудных подростков, но сказать, что от нас уходят святые, мы не можем. Хотя…

Несколько ребят, которые получили нашу помощь, освободились, встали на ноги, и живут, не возвращаясь к прежнему. И только один только из всех стал дьяконом в нашей епархии. Но и у него, конечно, бывали сбои, его перемещали с прихода на приход, он тут было запил, по старой привычке, но вовремя остановился…



Вопрос. Вы работаете с наркоманами, есть такой опыт.

Косвенный. Мы специально с ними не работаем. Но перспективу я вижу в мобильных центрах, о которых я бы хотел поговорить особо, но чуть попозже. Потому что как я понимаю, главным в борьбе с наркоманией – это, опять-таки, выводить людей из той социальной среды, в которой они просто не могут не употреблять наркотики. Она на них влияет и они бессильны. У нас сейчас трое живут из Сарова. Там вы знаете очень неблагополучная ситуация по наркотикам. Так вот этих мы просто вырвали из этой среды и сейчас они живут в другом месте и, слава Богу, всё хорошо. В этом плане опыт, безусловно, положительный. Главное, на мой взгляд – это именно отделение от поражающей среды. Иначе всё остальное будет напрасным.



Вопрос. Отец Михаил, скажите, пожалуйста, несколько слов о впечатлении, которая на Вас произвела книга Александра Ивановича Нотина.

В постперестроечное время наше общество, переживает затяжной кризис, пребывает в глубокой депрессии. И, к сожалению, не многие его члены находят утешение в вере. Большинство же пребывает в крайней растерянности. Причина этой растерянности – полная дезориентация в духовном, да, зачастую, и физическом пространстве. Как я понимаю, для таких людей крайне важно пройти промежуточную ступень, перешагнуть некую грань, за которой и проявятся некоторые ориентиры. Прочитав книгу Александра Ивановича, я прекрасно это понял. Тем более, что его опыт очень личный, пережитый им самим в крайне сложных жизненных обстоятельствах. И этот опыт выхода из кризиса и депрессии – крайне важен, и его просто необходимо донести до тех, кто в этом сегодня нуждается. Тем более что Александр Иванович воплощает в жизнь ряд проектов, работающих в этом направлении.

На благополучном Западе тоже достаточно стрессов и там это направление психологической помощи достаточно развито в чисто медицинском плане, конечно же, очень отличного от российского. У нас проблема духовного плана. Наши люди долгое время жили в условиях атеизма, духовного вакуума, который не могла заполнить идеология тоталитарного государства. Они, зачастую, просто не способны сами, без посторонней помощи обрести ту жизненную опору, которая во все времена поддерживала людей, и ведет к нравственным и духовным высотам. Без него наш человек, чем он и отличаемся от западного, просто не сможет существовать.

И вот вам пример: буквально вчера встретился с одним из высокопоставленных чиновников, который безапелляционно заявил мне: «Знаете, я атеист, я никогда не стану верующим» Я возразил ему: «Существует золотой принцип – никогда не говори «никогда»!».

И возразил я ему потому, что знаю огромное количество людей, которые были убеждёнными атеистами до тех пор, пока их не «скручивала жизнь в бараний рог», и они начинали понимать, что человек - пылинка перед необъятной субстанцией Вселенной! Наша жизнь настолько «временная», настолько ничтожна в безграничных масштабах вечности и пространства, что говорить «никогда» - признак убогого и ограниченного сознания. К сожалению…

При потрясающем информационном единстве мира, не всегда используемого во благо, люди не могут сориентироваться, выбраться из «хаоса современного бытия». Ясно: необходимо помогать им. Потому что они оказались в такой кризисной яме, из которой самостоятельно выбраться не могут. Когда же кому-то из них говоришь, - «помолись Богу, уверуй!», он не способен перешагнуть огромный психологический барьер, образно говоря, расколоть стальную плиту, которую расшибить нет никакой возможности.

И вот тут наступает момент, когда крайне растерявшемуся человеку нужно предложить перестать биться об эту плиту, попробовать обойтись без этих крайне утомительных и бесполезных усилий…

Мы знаем, что существует психология, психотерапия, мы обращаемся к врачам, мы…

Давайте на этом этапе просто пообщаемся. И вот тут-то, на этом этапе нужно медленно подвести человека к начальному этапу духовного пути, о котором мы уже говорили. И об этом рассказывается в книге Александра Ивановича. И еще, очень важно понять, что все, что он поведал нам в своей книге, совершенно не противоречит Православному учению!

У апостола Павла есть простая и замечательная мысль: человеку в каждом возрасте нужна разная пища. В зрелом возрасте по зубам твёрдая, в младенческом же - молочко. И многим нашим согражданам нужно именно молочко, причем подогретое, чтобы с ложечки, чтобы они могли хоть немного окрепнуть. Когда человек в первый раз приходит в храм, он, даже если и хочет, не может наложить на себя крестное знамение. Будто гири висят у него на руке, и причины здесь не только психологические. Ему кажется, что на него смотрят сотни людей, что все будут показывать на него пальцем. Включается масса комплексов, которые так трудно, но нужно преодолевать. Поэтому, «Переправа» так необходима сегодня для того, чтобы помочь и взрослым и детям преодолеть эти пресловутые «психологические барьеры». Люди разные и очень важно найти к каждому индивидуальный подход, используя при этом различные приемы и способы для разговора с ними. Да, да, здесь важен индивидуальный подход, простой и доверительный, без какого бы то ни было нажима, без рясы, без непонятного пока слова Бог. Важна крайняя деликатность, ни в коем случае «с шашками наголо – «Мы зарубим всех неверных!»… Общаться надо на уровне доступных понятий…

Пусть это будет любая аудитория, лектор, рассуждающий на какую угодно тему. Идет ли разговор о литературе, или о чем - то ещё, неважно. Итог должен быть один: говорить нужно о главном в человеке – его душе, его предназначении в нашей непростой жизни, и, разумеется, о главном христианском постулате - любви. Неспешно, неторопливо. И пусть это будет дискуссия, пусть будут задаваться вопросы, возникать споры – это замечательно. В конце концов, больной зуб нужно расшатать, прежде чем удалить окончательно.

Хотелось бы предложить Александру Ивановичу следующую перспективу – создать сеть православных психологических клиник, центров, лекториев, в которых бы все вышеизложенное непременно учитывалось. В них бы показывались научно – познавательные фильмы, безусловно, с духовным оттенком. Такие, как «Великая тайна воды» - замечательный фильм про то, что не поддаётся рациональному мышлению. Существует огромный пласт понятий и явлений, который мы не способны увидеть, что не подвластно рациональному объяснению. Тиражировать такие фильмы, или создавать новые, крайне необходимо. Необходимо оказывать помощь людям, посредством, может быть, «телефона доверия». Почему «телефона доверия»? Да потому, что не каждый сегодня решится дозваниваться священнику. Человек мечется, не знает куда обратиться…

И к нему на помощь приходит «Переправа» - которая поможет переправиться через бурный поток сомнений, душевных переживаний, кризисного состояния. Поможет найти выход, выход из любой ситуации обязательно найдется!

И если этот процесс будет информационно распространен, он обязательно заработает и принесет пользу. Господь благословит это дело и обязательно поможет.

А человека, который будет принимать звонки, можно назвать – Добрым слушателем, который всегда сможет подсказать и направить…

Возвращаюсь к своему ощущению, что наше общество глубоко больное и депрессивное. Эта книга передаёт опыт человека, который преодолел депрессию, преодолел состояние бесконечного тупика. И он смог из него выбраться и смог показать реальные пути и средства, как это сделать. К его рекомендациям можно отнестись так: что - то добавить, что-то убавить, но то, что им предпринята попытка такого последовательно выхода из тупика, делает её ценной самой по себе. Эта задача необходимая и спасительная. Может быть, эту книгу немного нужно отредактировать, добавить рекомендации православных психологов. Это должно быть серьёзным исследованием, которое не вызывало бы таких нареканий, что это любительский опыт, одного человека. Под этим должна быть база святоотеческой мудрости. И это, на мой взгляд, то, что необходимо. Направление выбрано правильное. Просто доработать. Проработать и доходчиво прописать. Нужны специалисты. Что-то отшлифовать, дополнить и подать читателю в новой редакции. И, хотелось бы, большим тиражом. Это востребовано. Люди ждут, ищут, за что зацепиться, на что опереться и не находят. Далеко не каждый способен подойти к церковному киоску и выбрать то, что нужно. На первых этапах нужны рациональные доводы и аргументы. Они помогут выйти на духовный путь. В этом смысле книга очень нужна.

То, что предлагает Александр Иванович – эта такая системная программа. У неё большие возможности. Охват широкий. Она обращена к большинству. Это альтернатива тому колоссально вредному влиянию современного мира (телевидение, сеть и т.д.) на людей. Этому обязательно надо что-то противопоставлять.

Все методы работы, которые уведут человека даже от большего зла к меньшему, уже нужно приветствовать. В Православии существует такое понятие: выбрать из двух зол меньшее. Поэтапно, постепенно выводить человека из трясины, если не к свету, то во всяком случае в какой-то туман серый, это будет уже лучше. А из тумана уже к свету будет легче вывести. Эти поэтапные способы преодоления вселенского зла, которые предлагает Александр Иванович, я приветствую и готов участвовать и помогать всемерно. Вообще у меня возникла идея создать несколько мобильных реабилитационных центров. Может быть, Александр Иванович подключится к этому проекту? Именно мобильных реабилитационных центров. Несколько православных руководителей (достаточно 2-3 человек) берут с собой пять, шесть трудных подростков и путешествуют с ними по заранее намеченному маршруту. Это места значимых исторических событий: боевой славы, духовно значимые, например, знаменитые монастыри, в которых они могут задержаться и поработать, пообщаться с монахами, священниками, приобщиться к их образу жизни. Двигаясь дальше по маршруту, они могут делать остановки в лесу, приобретая простейшие навыки выживания, о которых современный молодой человек, часто не имеет никакого представления. Они прошли жесточайшую школу жизни, а самого элементарного – почистить картошку, разжечь костер не могут! И самый большой навык – помощь друг другу в них отсутствует. В них живет, как правило, зоологический эгоизм. Все себе, все себе! Урвать для себя, любым путем, кусок!.. А то, что выжить можно только вместе – им невдомек.

Это не паломническая программа, но программа жизнеутверждающего плана. Она не будет обременительной и в материальном плане, это не так затратно, как, скажем, дом, для постоянного проживания, который, к тому же, нужно время от времени ремонтировать.

Продвижение по маршруту должно длиться от месяца, до двух. Идти, посещать храмы, посещать города. Учиться жить! Учится выживать. Учиться общению и взаимоподдержке. Даже наркоман или особо трудный подросток может быть включен в это. И через это многие «искривления» прошлого и воспитания, могут быть преодолены. Это и будет Переправа, переправление!



Мне понравилось, что Александр Иванович расширяет горизонты. Он выводит на совершенно иной уровень возможность помощи людям в духовном плане. Это сейчас приоритетное направление. И просто нужно помочь ему это осуществить. Я мог бы назвать его проект – ДОРОГА К ХРАМУ. Альтернатива другой дороге – на кладбище.



© Все права защищены.
    15.04.2006 - 2017 г.
Web-дизайнеры:
2006 г.
Михаил Дымской
Дмитрий Шишков
2007 г.
Сергей Сазанов
2012 г.
Сергей Касаткин