Телефон доверия Нижегородской епархии






Православный календарь:














Храм Рождества Христова с. Мухтолово



Летний лагерь Витязей.

"ВИТЯЗИ" НА КРАСНОЙ РЕЧКЕ.



С седьмого по двадцать восьмое июля на Красной речке в Ардатовском районе проходил уникальный по своей форме и по своему содержанию епархиальный лагерь. Костяком лагеря и слета были ребята из международной детской и молодежной православной организации "витязей". А с четвертого по четырнадцатое августа там же проходил слет "витязей" Нижегородский епархии и Санкт-Петербурга. Красная речка - одно из самых живописных мест района. Дети, а их в этом году было сто человек, собрались из самых разных приходов Нижегородской епархии и городов России. Они жили в многоместных военных палатках и питались из военно-полевой кухни. Лагерь "витязей" - не просто место отдыха и развлечений. За время, проведенное в лагере, дети и подростки учат и сдают разряды по следующим дисциплинам: история Отечества, церковная история, история культуры; также проходят экзамены на сдачу специальностей: алтарник, клиросное пение, медицинская помощь, разведчик, трудовое послушание. От всего сердца жаль родителей, которые не знакомы с организацией "витязей". Ведь когда наступает лето, для многих родителей встает вопрос: куда отправить отдыхать ребенка. Обычно их стараются пристроить в какой-нибудь оздоровительный лагерь за городом, в лесу, на берегу пруда или речки. При этом чаще всего они руководствуются своими воспоминаниями о летнем отдыхе. Но времена изменились. Как изменились наши города и деревни, улицы и дороги, цели и ценности. Изменились и представления о летнем отдыхе. Хорошо, если родители интересуются условиями содержания и питанием в лагере, будут ли там экскурсии, не опасно ли купаться в водоеме, какая экологическая обстановка в районе. Но главное, чем должны озаботиться родители, это нравственная атмосфера отдыха, состав воспитателей, их духовный уровень. Плохо, если в лагере не следят за лексикой детей, не пресекают с самого начала нецензурную брань, грубость и развязность по отношении друг к другу и старшим, курение и тем более употребление спиртных напитков.


Не у всех хватает денег на "пять звездочек" Египта или Турции. И даже на 200 рублевую койку у Черного моря, до которого еще нужно добраться, наберется не у всех. А потому приходится закрывать глаза и посылать ребенка в неизвестность, в какой-нибудь лагерь, где, может быть, и повара воруют, и белье серое и влажное, и матрацы с пятнами ночного конфуза сохнут на заборах, и вожатая курит за корпусом с "гражданским мужем", и дискотека гудит и задыхается от мата, табачного дыма и наглого хохота "местных". Ведь купанье и дискотека - две луны, два цыганских солнца, что освещают перенаселенную планету с общим названием "Лагерь отдыха". А что делать? Не слоняться же ребенку по пустым и скучным летним улицам, не сидеть часами у надоевшего за зиму телевизора.

Но если в лагере нет основополагающей моральной установки, если там и курят, и пьют, и позволяют себе матерную брань, если отношения между мальчиками и девочками не контролируются или контролируются слабо, то в такой лагерь ребенка лучше не отправлять. Чистота души это совсем не то же самое, что чистота белья или рубашки. Береги честь смолоду, - этим эпиграфом начинается "Капитанская дочка" Пушкина. Но кто сегодня читает классиков? Тем более эпиграфы. Покаяние - это лишь болеутоляющее средство, а не стиральный порошок. Поэтому нужно беречь душу от скверны. Память фиксирует время и место, где душу окатили грязью или где она сама добровольно попила из козлиного копытца. Память так же твердо хранит отпечаток греха, как застывший бетон хранит случайный след сапога.

В настоящее время и перед многими православными приходами, особенно перед руководителями Воскресных школ, также остро стоит вопрос о летнем отдыхе детей. Всем понятно, что лето - наиболее благоприятное время, когда можно выйти за рамки привычной жизни ребенка, чаще всего не имеющего представления о полноте и разнообразии христианской жизни. Это время, когда можно сломать стереотипы общих представлений, что христианство - это религия бабушек и дедушек, больных, слабых и одиноких людей, не умеющих найти себя в бурно меняющемся современном мире. Практика Воскресных школ показывает, что одних теоретических занятий недостаточно, чтобы появилась насущная необходимость жить с Богом. Мы долго искали формы работы с детьми, которые позволили бы нам достичь этой цели. Почти вековой опыт существования организации "витязей" идеально отвечает современным требованиям православного воспитания детей. Лагерная форма является кульминацией всей работы с детьми в течение года. Дети выводятся за рамки часто негативного влияния нецерковной среды. Лагерь "витязей" - это не лагерь отдыха в привычном понимании, хотя разнообразному и увлекательному отдыху уделяется много внимания. Это, прежде всего лагерь становления души ребенка, воспитание его нравственных представлений о себе, мире, окружающих людях, выработка качеств, которые позволят ему в будущем быть верным другом, хорошим семьянином, преданным своей Родине гражданином.

Митрополит Антоний Сурожский сам был Витязем и в своей замечательной книге "Встреча" так описывает незабываемые впечатления от организации "Витязей", в которой он, по своему признанию, был до конца своих дней: "В 1925 году я попал в первую русскую организацию, скаутскую, вроде пионеров, которая отличалась от других тем, что кроме обычных летних лагерных занятий, таких, как палатки, костры, готовка на улице, лесные походы и так далее, нам прививалась русская культура и русское сознание; лет с десяти-одиннадцати нас учили воинскому строю, и все это с тем, чтобы когда-нибудь вернуться в Россию и отдать России все, что мы смогли собрать на Западе, чтобы мы могли быть действительно и физически, и умственно готовы к этому. Так нас учили в течение целого ряда лет. Летние лагеря длились месяц- полтора, строгие, суровые лагеря: обыкновенно часа три в день воинского строя, гимнастика, спорт, были занятия по русским предметам, спали на голой земле, ели очень мало, потому что тогда трудно было вообще найти какие-нибудь деньги, но жили очень счастливо. Возвращались домой худющие, сколько бы ни купались - в речке, в море, - возвращались грязные до неописуемости, потому что, конечно, больше плавали, чем отмывались. И вот так из года в год строилась большая община молодежи. В 1927 году я попал в другую организацию, которая называлась "Витязи" и была создана Русским Студенческим Христианским Движением, где я пустил корни и где остался. Я в общем, никогда не уходил оттуда - до сих пор. Там все было так же, но были две вещи: культурный уровень был гораздо выше, от нас ожидали гораздо больше в области чтения и в области знания России, а другая черта была - религиозность, при организации был священник, и в лагерях была церковь".

Духовным центром и основанием лагеря является Божественная Литургия, которая совершается в походной часовне на антиминсе. Кроме того, день начинается общим молитвенным правилом и заканчивается им. Перед началом лагеря и в конце его служатся молебны. В этом году в лагере и вместе, и поочередно гостили и служили четыре священника благочиния: благочинный отец Алексей Веснин, отец Иоанн Роман, отец Евгений Коженков и отец Михаил Резин. За время лагеря и слета, который начался практически сразу же после лагеря, было отслужено пять Божественных Литургий, три молебна. Почти все дети и подростки исповедались и причастились.


Распорядок дня в лагере таков. После утреннего туалета и перед сном общая линейка с поднятие и опусканием влага "витязей", с пением гимна, отданием рапортов и кратким докладом о происшедшем в лагере за день. Очень много спортивных и игровых мероприятий: ночная игра, полоса препятствий, школа выживания, футбол, баскетбол, шахматные и шашечные турниры, шутливый бокс и стрельба по мишени. Любимым занятие остаются ночные костры, на которых проводятся инсценировки, игры и песни под гитару. Невозможно забыть вечерние балы, когда девочки в длинных бальных платьях, а мальчики в самом нарядном, что нашлось в сумках и рюкзаках, выходят на поляну под звуки мазурки или вальса.

Задача Ардатовского округа - стать школой "витязей" сначала для отдельных приходов Нижегородской епархии, а потом консолидирующим центром по распространению опыта работы организации "витязей" для всей России. Опыт показывает, что организация "витязей" может быть серьезной альтернативой бездуховности, дает живое религиозное, нравственное и патриотическое воспитание детям, объединяет их в дружную семью, связь с которой не теряется в течение жизни. Организация "витязей" находится в лоне Православной Церкви и по существу восполняет тот вакуум, который возникает между воскресной школой и жизнью вне церковной ограды. Свою жизнестойкость и универсальность организация "витязей" показала за многие десятилетия существования в различных странах заграницей. Благодаря организации удалось сохранить заграницей в русских детях, а потом и взрослых - веру, язык, культуру, патриотизм.

Духовной основой "витязей" является православие. Девиз витязей - За Русь! За веру! За Русь святую! За веру православную!

Отец Александр Шаргунов пишет: "Кому теперь не ясно, что феномен перестройки далеко перешел границы государственных и экономических реформ бывших коммунистических стран! Все человечество вступило в совершенно новую эпоху. Это явление невозможно объяснить только рационально". Добавим. Не только объяснить, но и противостоять этому явлению рационалистически невозможно. Поэтому так важно рассказать и показать подрастающему поколению важность духовных составляющих жизни, без знания которых человек перестает быть человеком. Социологи и психологи говорят, что современное поколение молодежи - это переходное поколение, а следующее за ним - это уже поколение зомби. Вполне понятно, что это случится, если молодежь будет расти и развиваться без знания основополагающих истин православия, без осознания своей ответственности перед Богом и людьми.

Из многих молодежных объединений, союзов, братств Национальная организация Витязей выделяется глубоко выстраданной любовью к Родине. Эта организация была создана теми, кто не мыслил своей жизни без России, но кто в силу трагических обстоятельств оказался вдалеке от нее. На страданиях и боли десятков и сотен тысяч отверженных, на многие годы забытых и по всему миру рассеянных православных россиян построен Устав Витязей. Всепоглощающей мечтой первых Витязей и их организатора Николая Федоровича Федорова - было вернуться в Россию и служить ей верой, правдой, жизнью. Не их вина, что мечте этой не суждено было сбыться и что Россия, которую они знали, навсегда ушла в прошлое. Вот что писал об идеологии организации ее создатель Федоров: "В своей идеологии "Витязи" исходят из опыта российской трагедии, в своей идеологической и организационной практике - из национальных русских особенностей и требований жизни. Организация "Витязей" стала необходимой в Русском Зарубежье еще и потому, что дело национального воспитания стало насущно требовать целостной русской, а не иностранной системы". В наши дни трудного и многосложного строительства духовной России нам жизненно важны опыт, вера, любовь к Родине первых Витязей. Насквозь продуваемая ветрами лжекультуры и антиморали наша страна практически ничем не может защитить своих детей. Агрессивный глобализм нашего времени ставит нас перед жестким выбором: или мы подчиняемся новому антихристианскому мировому порядку, или противостоим ему, укрепляемые православной верой, патриотизмом, работой с детьми и молодежью. Организация Витязей не отделяет себя от других детских и молодежных объединений, основой которых является православие и любовь к Отчизне, она ищет любых путей к сотрудничеству. Витязи - это шанс из немногих, которые Господь дает нам для того, чтобы мы привели детей к Нему. Это не волшебная палочка или заклинание, которые дадут немедленный результат, а работа. При чем долгая работа с неизбежными ошибками и неудачами, которая требует напряжения всех сил, самоотверженности и самоотдачи.

Молодежная организация "витязей" осуществляет воспитание детей и молодежи в духе православной веры, любви к Родине, ее истории, языку и культуре. В условиях современного секуляризованного общества, распада семейных ценностей, господствующего конформизма и индивидуализма необходимо объединить детей и подростков в лоне православной церкви, показать им несомненное преимущество христианской жизненной позиции, патриотизма. Мы не питаем иллюзий и знаем, как ничтожно соотношение тех, кто оказался на крохотном островке с названием Лагерь витязей, и тех, кто брошен в стихию безразличия и бессилия взрослых. Но кто-то должен указать выход из тупика.

Мальчики в организации называются Витязями, девочки - Вожатыми. Витязи и Вожатые объединяются в небольшие группы (10-15 человек) - отряды, несколько отрядов составляют дружину. Каждый отряд имеет свое название, эмблему, флажок, отрядную икону, песню. Витязи и Вожатые носят форму: синюю рубашку с серой косынкой, синюю пилотку, темные брюки или юбку. Поскольку основным костяком Организации являются дети и подростки из воскресной школы, то дополнением к общим занятиям и встречам служат характерные только для Организации "витязей" общие мероприятия: праздники в Дни небесных покровителей "витязей" (св. равноапостольный князь Владимир и св. равноапостольная княгиня Ольга, св. благоверный князь Александр Невский), парады, балы, лагеря. Важным является участие Витязей и Вожатых в общих богослужениях и молитвах. В летнем лагере, если поблизости нет храма, Божественная Литургия может совершаться в походной часовне на антиминсе.

Лагерь является самым идеальным местом, где возможно наиболее яркое и полное воздействие на душу ребенка со стороны наставников и духовных руководителей. Лагерь "витязей" предполагают участие в них детей различных районов области, других городов России и даже Зарубежья. В лагерь могут быть приняты дети невоцерковленные с тем, чтобы на примере своих друзей учиться жить по-христиански. "Витязями" при правильной организации и руководстве может проводиться большая социальная и общественная работа:

" участие в общегражданских праздниках и мероприятиях " устройство концертов и спектаклей для детей детских садов, воспитанников колонии " встречи с другими юношескими и молодежными организациями " устройство детских елок, праздников, маскарадов " устройство докладов, собраний, диспутов по самым актуальным и острым проблемам современности " помощь церковным и общественным православным организациям в виде дежурств, нарядов " открытие библиотек, выставок, читален " посещение больниц, тюрем, приютов " помощь престарелым и одиноким, больным и инвалидам

И пусть в лагере у "витязей" самодельные погоны, никому неизвестные звания и знаки отличия, но это настоящая маленькая детская армия, которая противостоит жестокому миру, где торжествует рекламный коктейль из зубной пасты, шампуня, йогурта, машинного масла и средства от перхоти. Миру, где предательство стало нормой, а за деньги покупается и продается самое святое. В лагере молитвы, слышные лишь Богу, траве и лесу. В лагере костер из сухого дерева, которое притащили издалека. Сколько раз всю округу этим неласковым летом заливали дожди, кругами ходили тяжелые тучи, молнии кололи небо, а над лагерем было чистое небо. Ливень кончался в километре, и сухая полоска дороги начиналась резко, словно отчерченная мелом.

А в нашем мире, который пропастью равнодушия отделен от лагеря "витязей", привычный мерцающий и днем, и ночью экран в углу или на стене каждой почти комнаты. Ведь современный человек боится темноты и одиночества. Современный человек старается обставить свою жизнь со всех сторон экранами, чтобы и на кухне, и в спальне, и в прихожей, и даже душевой был телевизор, который навевает отнимающие силы, окрашенные в малиновое сны. Так, наверное, малиновы и безнадежны сны у вскрывшего себе вены в ванной. А в нашем мире дискотеки, полумрак и слепая борьба страстей, банки и бутылки из-под пива, которые стреляными гильзами откатываются на обочины тротуаров и дорог. Это стреляные гильзы зарядов, что поражают наших детей. Жаркое молчание летней ночи, касанье листьев и хвои, трава и кусты, в которых тяжкая тьма и тайна. Как устоять в этом шатком мире теней и намеков, запахов и призывов? Дискотека, как дракон, свернула свои сверкающие и громыхающие кольца далеко за полночь, напитала ядом смутных желаний незрелую плоть.

Одна добрая женщина, профессор славистики в Мюнхенском университете, прислала письмом копию посвящения, которое сделала ее мама в мае далекого 1951 года в книге о Белом движении генерала Туркула "Дроздовцы в огне". "Моей дорогой, единственной Наташеньке, чтобы никогда не забывала, что мама твоя русская, а потому частично и ты сама; чтобы знала и была горда славным, героическим прошлым русского народа и верила в него и в его будущее, несмотря на мрак, в который он сейчас повергнут". И об этом тоже говорят и думают "витязи" в лагере и на сборах, об этом мы читаем в статье "Молодежь" Николая Николаевича Федорова: "Сразу после революции много молодежи и детей ушло в Белое движение. Это незабываемая страница. Это и гордость наша, и трагедия. Это и радость, и жгучий укор совести. На всех фронтах мы видим мальчиков-кадетов, гимназистов, реалистов - детей, буквально детей. Как сейчас перед моими глазами, в лесу под Ямбургом на плацдарме перед просекой, неумело окопавшись, лежит такая цепочка этих детей с тяжелыми английскими винтовками, в своих шинелишках, с испуганными, но полными решимости детскими лицами… Как сейчас перед моими глазами белое лицо мальчика с запекшейся струйкой крови, что ручьем бежала изо рта: раскинув руки, застывшими глазами смотрит он в русское небо…"

Лето прошло, но дети-витязи не забудут его никогда. Лето на берегу Красной речке - лето Господне.




Летний лагерь 2004 года


Лагерь 2005 года


Лагерь 2006 года


Лагерь 2007 года

Духовный руководитель Ардатовской дружины витязей
иерей Михаил Резин




© Все права защищены.
    15.04.2006 - 2017 г.
Web-дизайнеры:
2006 г.
Михаил Дымской
Дмитрий Шишков
2007 г.
Сергей Сазанов
2012 г.
Сергей Касаткин